Форум разработчиков

Обсуждение решений, применяемых в деканате

 
Изображение пользователя Dmitry Pupinin
Обсуждение решений, применяемых в деканате
от Dmitry Pupinin - Четверг, 22 Май 2008, 11:30
 
Алексей, я хотел бы высказать следующую мысль:

В твоем описании Деканата здесь:
http://moodle.org/mod/forum/discuss.php?d=86005
Присутствует следующее описание работы групп:

"Все дисциплины соответствуют мета-курсам в Moodle.
Каждая группа соответствует псевдо-курсу (обычный курс в Moodle, без учебных материалов, студентами которого являются члены группы, каждая секция соответствует семестру и содержит ссылки на изучаемые дисциплины). Псевдо-курсы создаются и управляются автоматически."


С учетом того, что в любом случае зачислением студентов будет управлять Деканат, я не вижу особого смысла в псевдо-курсах и в том, чтобы все дисциплины были метакурсами. Поскольку Деканат знает кого нужно зачислить, то сделать это можно обычным образом, попутно создавая группы внутри курсов.
Ошибкой также будет жесткое закрепление секций за семестрами. Думаю все осознают, что секция - это структурный элемент курса и должна использоваться именно в этом качестве...

Более гибкой считаю группировку студентов по факультетам, группам, подгруппам силами Деканата (здесь мы можем сделать стуктуру настолько гибкой и изменяемой в конкретной инсталяции, насколько сами захотим). Думаю в официальной системе ничего подобного еще долго не будет...

"Каждый мета-курс содержит одно задание, помеченное как итоговое, отметки из которых в конце семестра выбираются электронным деканатом для формирования зачеток и ведомостей. Отметки за предыдущие семестры сохраняются в электронном деканате и не зависят от исходного курса."

Опять же считаю это решение неверным. Фактически оно заставляет преподавателя ВРУЧНУЮ выставлять оценки студентам. А на что тогда Gradebook с его супер-пупер настройками, весами категорий и элементов? Прелесть Gradebook как раз в автоматическом формировании оценки и полная прозрачность данного процесса.
Я думаю, что Деканат должен просто извлекать по команде преподавателя текущую оценку за курс (в том числе и для отдельного пользователя) и сохранять ее в своей базе. Gradebook имеет все необходимые инструменты, чтобы отображаемая в нем оценка была актуальной и правильной.
Изображение пользователя Алексей Дьяченко
Re: Библиотека для работы с функциями Moodle
от Алексей Дьяченко - Четверг, 22 Май 2008, 11:41
 
Дмитрий,
все дело в том, что деканат развивался не сам по себе, а по техническим заданиям, составляемым его пользователями.

Кроме того, использование мета-курсов для зачисления учеников продиктовано в бОльшей степени сложившейся практикой в СИБАДи, в последней версии это уже не является обязательным требованием - потенциально, деканат может зачислять учеников и непосредсвенно в учебные дисциплины.
Что же касается псевдо-курсов и их организации - здесь опять же, все продиктовано сложившейся практикой. А учитывая, что никакого обучения в псевдо-курсах не ведется (это всего-лишь "виртуальные кампусы" для каждой из групп, где у них есть форум для общения, новости от деканата и прочая информация, использование секций для размещения ссылок на учебные дисциплины, предусмотренные в каждом семестре - вполне разумное решение).

По поводу итоговых заданий - опять же, это было одно из первых требований пользователей - почти везде итоговая отметка выставляется вручную, а не на основе суммирования (вычисления средней) от текущих. Такая ситуация почти во всех ВУЗах. В принципе, с точки зрения деканата - любое задание, в том числе и тест, могут быть итоговым.

Потенциально, ни одно из перечисленных изменений не противоречит архитектуре деканата: все они могут быть реализованы при этом останется возможность пользоваться обоими вариантами. Этого не было сделано до сих пор, потому что об этом не просил никто из наших пользователей (деканат - это ведь заказная разработка, а не массовый продукт, что заказали - то и получили).
Ухов Петр Александрович
Re: Библиотека для работы с функциями Moodle
от Петр Ухов - Пятница, 23 Май 2008, 14:43
 

Кстати, по поводу "кампусов" группы. Если их использовать только для общения между студентами, то общение там врядли будет. Они-то в общем форуме редко общаются, а если их еще и по группам разбить, то вообще умолкнут.

Вообще было бы интересно создавать курсы по учебному плану - скажем для каждой специальности есть 2-3 учебных плана-курса, в которых постепенно (в зависимости от группы) открываются необходимые разделы, содержащие ссылки на курсы по которым учится данная группа в данный момент времени. Тоесть курсов не по количеству групп, а по количеству учебных планов, а у каждой группы отображение индивидуальное.

Возможно ли управлять видимостью разделов курса в зависимости от принадлежности пользователя к определенной группе?

Изображение пользователя Алексей Дьяченко
Re: Библиотека для работы с функциями Moodle
от Алексей Дьяченко - Пятница, 23 Май 2008, 14:59
 
Социальная составляющая здесь вторична. Это прежде всего место, где во-первых можно сделать объявления по группе, дать ссылки на материалы, которые относятся именно к этой группе, разместить ссылки на изучаемые дисциплины, а во-вторых, этот курс можно использовать для записи всей группы на какой-то мета-курс (им может быть и "кампус потока", например). Опять же, правила управления этими объектами задаются потребностями пользователей.

Управлять видимостью разделов, конечно, можно, но для этого придется патчить Moodle, что не очень целесообразно. Да и не мешают эти разделы - это все-равно что при проходе каждого студента бегать рядом с ним с экранчиками и заслонять входы в аудитории, которые ему сейчас по расписанию не нужны :-) Гораздо проще и правильнее сделать просто для него инструменты навигации, чтобы он видел свои курсы на одной странице и мог на них перейти. А это уже сделано многократно: во-первых, Moodle отображает авторизованному пользователю только те курсы, на которые он записан, хотя и не прячет от него остальные - можно кликнуть по ссылке и просмотреть все дерево, если интересно, во-вторых все курсы отображаются в зачетке и в-третьих, ссылки на нужные курсы отображаются в упомянутых "псевдо-курсах".

Как и во всех остальных вопросах - сделать можно все. Для этого нужно только чтобы кто-то на столько это хотел, чтобы либо сам сделал либо оплатил работу :-)
Изображение пользователя Артем Андреев
Re: Библиотека для работы с функциями Moodle
от Артем Андреев - Пятница, 23 Май 2008, 15:17
 

В принципе в 1.9 можно управлять видимостью отдельных элементов курса через groupings. Но в данном конкретном случае это, действительно, наверное немного перебор с ограничениями видимости для студентов.

А так подобный кампус очень удобно бы было еще использовать для института кураторства. Правда не знаю, насколько кураторство повсеместно в вузах распространено. У нас, например, есть...

Ухов Петр Александрович
Re: Библиотека для работы с функциями Moodle
от Петр Ухов - Пятница, 23 Май 2008, 16:12
 
Для кураторов вполне подходит общий форум. Основное что им необходимо - это информация об успеваемости (текущая). Например, в процентах. Причем, мне кажется, что такая информация должна быть общедоступной (зашли родители и посмотрели как их "оболтус" учится). Куратор берет ведомость аттестации группы и работает с неуспевающими, а объявления можно оставлять в общем форуме. Еще лучше для этих целей использовать встроенные инструменты рассылки.
Изображение пользователя Артем Андреев
Re: Библиотека для работы с функциями Moodle
от Артем Андреев - Суббота, 24 Май 2008, 11:28
 

А какой общий форум Вы имеете в виду? На главной странице системы? один на всех?

Может в разных вузах просто по-разному кураторство работает. У нас кураторы прикреплены к каждой группе. И отслеживают не только успеваемость, но должны проводить кураторские часы, некоторую воспитательную  работу на них все взваливать пытаются :)

Ухов Петр Александрович
Re: Библиотека для работы с функциями Moodle
от Петр Ухов - Воскресенье, 25 Май 2008, 21:05
 

Да, форум на главной странице более эффективен, нежели большое количество форумов внутри курсов. Единственный минус - при выборе "Доступные группы" для такого форума получается, что студенты могут общаться только внутри групп, а это не удобно. Либо нужна дополнительная возможность сортировки сообщений форума по группам в режиме "Без групп".

А кураторские часы - чаще всего на них читают курс "Основы навыков самостоятельной работы студентов", который должен быть в основной нагрузке (кругом экономия).

Воспитательная работа всегда ведется индивидуально по итогам успеваемости или каких-либо критических случаев.

Изображение пользователя Dmitry Pupinin
Re: Библиотека для работы с функциями Moodle
от Dmitry Pupinin - Понедельник, 26 Май 2008, 09:26
 
>Да, форум на главной странице более эффективен, нежели большое количество форумов внутри курсов.
Мы у себя используем отдельный курс с форматом Социальный. Это, кстати, позволяет также на нем размещать дополнительную полезную для студентов информацию.
Ухов Петр Александрович
Re: Библиотека для работы с функциями Moodle
от Петр Ухов - Понедельник, 26 Май 2008, 13:40
 
Как бы на это посмотреть, потому что очень хочется создать раздел "Для студентов", а метод пока не подобрали.
Изображение пользователя Артем Андреев
Re: Библиотека для работы с функциями Moodle
от Артем Андреев - Понедельник, 26 Май 2008, 11:16
 

Форум на главной странице более эффективен для Вас :) У всех разные запросы и, я думаю, разная активность студентов. Опциональная возможность создания кампуса, на мой взгляд, наиболее оптимальный вариант. Кому надо - создаст, кому не надо: ну на нет и суда нет :)

По поводу групповых режимов для форумов: в режиме "Доступные группы" по-моему там просто по-умолчанию они видят сообщения только своей группы, но могут выбрать отображения сообщений всех участников.

Ухов Петр Александрович
Re: Библиотека для работы с функциями Moodle
от Петр Ухов - Понедельник, 26 Май 2008, 13:37
 

Видят-то они всё, а ответить могут только на сообщения своей группы. В этом минус.

Понятно, что внутри курсов должны быть предметные форумы, но я еще ни у кого не видел форум "кампуса" в котором есть что-то кроме объявлений для группы (которые можно и в общем форуме размещать в соответствующей теме), тоесть студенты там не общаются.

А потом, если создавать "псевдокурсы", то как можно сделать данную функцию опциональной? Может быть перейти на "кампусы" специальностей, а не групп?

Изображение пользователя Алексей Дьяченко
Re: Библиотека для работы с функциями Moodle
от Алексей Дьяченко - Понедельник, 26 Май 2008, 14:29
 
Псевдокурсы создаются прежде всего для использования механизма метакурсов при зачислении в другие курсы, все остальное - это попутное использование уже имеющихся возможностей.
Ухов Петр Александрович
Re: Библиотека для работы с функциями Moodle
от Петр Ухов - Понедельник, 26 Май 2008, 16:32
 

Тоесть их можно и не создавать?

Вместо них можно создать курс-специальность со ссылками на курсы данной специальности. А в блоке "Мои курсы" студент будет видеть только курсы своего семестра (тоесть те, на которые он записан).

Кстати курсы которые он не проходит можно скрыть используя Groupings (1 год обучения, 2 год обучения и т.д.).

Изображение пользователя Алексей Дьяченко
Re: Библиотека для работы с функциями Moodle
от Алексей Дьяченко - Понедельник, 26 Май 2008, 17:52
 
Если студент зачисляет в курс другими способами (не через метакурс), то, в общем-то, этот тип синхронизации можно не проводить.
Ухов Петр Александрович
Re: Обсуждение решений, применяемых в деканате
от Петр Ухов - Пятница, 23 Май 2008, 14:53
 

Механизм ручного проставления отметок должен быть обязательно - все так делают. Но он должен быть дополнен "контрольными" механизмами для деканата - которые основаны на сборе учебной статистики из элементов курса. Например: вычисление общего рейтинга персоны по дисциплинам подготовки и автоматическое проставление текущих аттестаций в течение семестра по этому рейтингу (сопоставление с графиком учебного процесса).

Потом "ручное" проставление отметок должно быть доступно по определенным правилам. Например, преподаватель может проставить отметку только один раз, с возможностью ее отредактировать в течение получаса. А второй и последующие разы только при наличии разрешения деканата на конкретную графу соответствующую персоне. Потому что все ВУЗы управляют пересдачами.

Изображение пользователя Алексей Дьяченко
Re: Обсуждение решений, применяемых в деканате
от Алексей Дьяченко - Пятница, 23 Май 2008, 14:57
 
Сейчас итоговые оценки попадают в деканат в момент, когда его сотрудник выполняет синхронизацию. Напрямую менять оценку в ведомости деканата преподаватель не может. Для управления пересдачами предусмотрено ручное редактирование, доступное администраторам.

По поводу рейтинга - если вашему ВУЗу это нужно, давайте сделаем.
Изображение пользователя Артем Андреев
Re: Обсуждение решений, применяемых в деканате
от Артем Андреев - Пятница, 23 Май 2008, 15:39
 
По последнему абзацу: не очень понятен механизм разрешений деканатом исправления оценки во второй и последующие разы. Это ж надо как-то запросить это разрешение, потом разрешить и т.п. Легче, чтобы уже деканат сам изменения и внес на основе направления или чего-то подобного...
Ухов Петр Александрович
Re: Обсуждение решений, применяемых в деканате
от Петр Ухов - Пятница, 23 Май 2008, 16:20
 

Деканат выдает только разрешение на пересдачу конкретного студента по конкретному предмету. То есть разрешение преподавателю курса отредактировать итоговую оценку по определенному элементу.

Лучше всего для этого встраивать в курсы свой модуль "Ведомость" в котором будет выбран тип оценки - зачет, экзамен, курсовая работа, курсовой проект, гос.экзамен. На каждый тип оценки должна быть политика ее проставления (разрешения на изменение).

Иначе встают вопросы синхронизации ведомостей. Скажем, преподаватель уже поправил оценку, а деканат не синхронизировался. Или синхронизировался и не знает, что с этой оценкой делать - работник деканата начинает судорожно выяснять, почему поменяли оценку.

Изображение пользователя Алексей Дьяченко
Re: Обсуждение решений, применяемых в деканате
от Алексей Дьяченко - Пятница, 23 Май 2008, 17:11
 
По поводу синхронизаций - все намного проще: обычно назначают дату синхронизации и все преподаватели знают, что в этот день оценки "переедут" в зачетки. После этой даты, как правило, все изменения вводятся уже администраторами. Преподаватель может посмотреть ведомость по своему предмету, поэтому он всегда знает, какие отметки "пошли в ведомость".

Специальный тип заданий - это не очень удобно: в каком-то ВУЗе принято ручное проставление отметок, где-то в "итог" идет отметка за курсовую, где-то - за тест. Поэтому сейчас итоговым можно сделать любое задание. В будущем, когда будут вводиться промежуточные отметки, наверное будет сделана просто страница настроек, на которой преподаватель сможет сопоставить заданные промежуточные отметки с элементами курса в Moodle.
Ухов Петр Александрович
Re: Обсуждение решений, применяемых в деканате
от Петр Ухов - Воскресенье, 25 Май 2008, 21:50
 

А как в этом случае управлять пересдачами? Или деканат меняет оценку только по приходу студента с индивидуальной ведомостью?

Можно просто указать в базе данных некоторый флаг (и дополнительно ид преподавателя в системе) - разрешение на пересдачу, который будет изменять деканат, а все оценки без всякой синхронизации будут храниться в одной таблице базы данных. Тем более, что может быть несколько оценок по одному предмету - например: курсовая работа и экзамен, а в курсе может быть несколько преподавателей у разных групп. Так-то он точно попадет к тому преподавателю, на которого выписана индивидуальная ведомость.

В последствии будет проще искать - оценки одного преподавателя, одной группы, по одному предмету и т.д., так как все в одной таблице, с учетом переэкзаменовок.

В качестве промежуточной аттестации идеально подходит рейтинг по предмету в курсе. Всегда или почти всегда есть некоторый график изучения дисциплины - 1 неделя - 10%, 2 неделя - 20% и т.д. А уж перевести проценты во что-то другое всегда возможно (например, как у нас 0 - не выполняет график, 1 - более половины выполнения графика, 2 - выполняет график). Вот аттестацию, как раз и проводят на определенную дату, и никаких вопросов с корректурой оценок тут уже нет.

База данных такого компонента будет состоять всего из двух таблиц:

DO_GRADES - содержит все оценки по всем курсам

  • ID - ключ;
  • COURSE_ID - идентификатор курса в Moodle;
  • STUDENT_ID - идентификатор студента в Moodle;
  • TEACHER_ID - идентификатор преподавателя в Moodle;
  • TYPE_ID - идентификатор типа ведомости (в следующей таблице);
  • GRADE - собственно сама оценка (txt);
  • DATE - дата проставления оценки преподавателем;
  • GROUPE - студенческая группа (или идентификатор группы) - для упрощения поиска и построения кондуита;
  • STATUS - статус данной записи для преподавателя - 1 - редактировать запрещено, 0 - редактировать разрешено.

DO_GRADES_TYPE - содержит типы ведомостей

  • ID - ключ;
  • LONG - длинное название оцениваемого элемента, например: "Курсовая работа", "Экзамен", "Зачет";
  • SHORT - короткое название оцениваемого элемента для кондуита и прочей отчетности, например: "Зач", "Э", "к/р";
  • STYLE - стиль оценок - оценки через запятую в виде текстового поля, первой стоит оценка по умолчанию, например, для зачета: "н/я, Зачет, Незачет"; для экзамена может быть: "н/я, н/д, Неуд, Удовл, Хор, Отл", а может быть как кому хочется: "-,2,3,4,5".

Схема очень простая и перекрывает все задачи, как базовая: ведомости, кондуит, зачетка, оценочный лист, методические отчеты по преподавателю, студенту, группе и т.д.

Изображение пользователя Алексей Дьяченко
Re: Обсуждение решений, применяемых в деканате
от Алексей Дьяченко - Понедельник, 26 Май 2008, 12:01
 
Это все вопросы масштабов и первоочередности заданий.
Когда система не поддерживает никаких итоговых отметок, а только промежуточные, которые нужно собирать по курсам и переписывать в ведомость и которые становятся не видны, если студент из курса отчислен, первоочередная задача - работу с этими итоговыми отметками автоматизировать.
Когда администрация - это 1-2 ответственных человека, для них никакой проблемы правил редактирования отметок администраторами не существует - не сами же себе они разрешения выдавать будут.

Естественно, когда масштабы увеличиваются, а первоочередные проблемы решены, появляются новые потребности. Система должна развиваться. В той или инной форме. Тут скорее технические вопросы, например: смешивать итоговые и промежуточные оценки в одной таблица БД или хранить итоговые отметки отдельно, в записи, фиксирующей изучение такой-то дисциплины с таким-то преподавателем и такой-то расчасовкой для данного студента, хранить в таблице оценок полную информацию об оценке (название и т.д.) или только ссылку на запись в учебном плане, от которой эта отметка наследована.
Ухов Петр Александрович
Re: Обсуждение решений, применяемых в деканате
от Петр Ухов - Понедельник, 26 Май 2008, 13:27
 

Я уверен, что нельзя смешивать итоговые и промежуточные оценки. Для проведения аттестаций (промежуточного контроля) просто необходимо несколько раз в семестр (на определенные даты) переносить суммарный рейтинг по предмету в ведомость аттестации и более ее не трогать.

Для промежуточного контроля, скорее всего, необходима отдельная таблица БД, хранящая суммарный рейтинг персоны на определенную дату по курсу - это позволит выводить ведомости аттестации в любом настраиваемом виде. А как его переводить в отметки - это можно опять решить настройкой градаций (в процентах) и выводом отметок за аттестацию. То есть еще две таблицы базы данных по промежуточному контролю, как базовые элементы.

Изображение пользователя Алексей Дьяченко
Re: Обсуждение решений, применяемых в деканате
от Алексей Дьяченко - Понедельник, 26 Май 2008, 14:27
 
Петр, хранение в одной таблице ведь еще не означает их ревнозначности. Это больше технический вопрос - у каждого варианта свои плюсы и минусы.
По поводу промежуточного контроля - есть ведь еще оценки внутри Moodle, текущие оценки можно там и оставить. Возможно, в деканат имеет смысл "вытаскивать" только важные промежуточные отметки, такие как оценка за курсовую работу, если она идет не отдельной оценкой, а в рамках предмета, по которому есть своя итоговая отметка и т.п.
Ухов Петр Александрович
Re: Обсуждение решений, применяемых в деканате
от Петр Ухов - Понедельник, 26 Май 2008, 16:26
 

Оценка за курсовую работу идет в кондуит, а значит, является итоговой. Вот для проставления итоговых оценок и необходим свой блок с данной базой данных. Потом их можно привязывать к учебному плану и т.д.

Я об этом и говорю, что оценки Moodle несколько раз в семестр (опционально) копируются в таблицу аттестаций и более в ней не изменяются. А две таблицы нужны - одна, для хранения процентов по курсу на момент аттестации, а вторая, для настройки внешнего вида аттестации (как проценты преобразовывать в оценки аттестации). В принципе для аттестации достаточно видеть просто процент выполнения, для сопоставления с графиком учебного процесса.

Изображение пользователя Алексей Дьяченко
Re: Обсуждение решений, применяемых в деканате
от Алексей Дьяченко - Четверг, 29 Май 2008, 21:07
 
Петр, простите программиста за глупый вопрос - что такое кондуит? :-)
Вообще, как работают с оценками в школе - понятно - там есть журналы, четвертные, экзаминационные, годовые оценки и выпускные оценки.
А вот как обстоит дело в институте? Существует что-нибудь помимо экзаминационной ведомости группы и вкладыша к диплому?
Ухов Петр Александрович
Re: Обсуждение решений, применяемых в деканате
от Петр Ухов - Пятница, 30 Май 2008, 15:01
 

Вопрос вовсе не глупый, я все ждал, зададут его или нет! Улыбка

Да. Это и есть электронный кондуит, а именно оценки группы собранные за определенный семестр. Фактически это список группы за данный семестр с указанием всех оценок по предметам (сбор всех ведомостей).

Иногда в кондуит вставляют результаты посещаемости (количество пропусков занятий) рядом с итоговыми оценками.

Изображение пользователя Алексей Дьяченко
Re: Обсуждение решений, применяемых в деканате
от Алексей Дьяченко - Пятница, 30 Май 2008, 16:20
 
А можно попросить примерчики? (хотя бы отсканированные бумажки)
Ухов Петр Александрович
Re: Обсуждение решений, применяемых в деканате
от Петр Ухов - Понедельник, 2 Июнь 2008, 14:13
 

Форма простая.

| ФИО | Предметы зачетной сессии (в каждом столбце свой предмет) | Предметы экзаменационной сесии (в каждом столбце свой предмет) |

Иванов И.И. | зачет зачет н/я | отл хор |

И так далее для всех студентов группы. В принципе это сводка по всем зачетно-экзаменационным ведомостям.

Изображение пользователя Алексей Дьяченко
Re: Обсуждение решений, применяемых в деканате
от Алексей Дьяченко - Понедельник, 2 Июнь 2008, 16:13
 
В таком случае, существующая версия деканата уже поддерживает "кондуит" и ее разработка как раз с этого и начиналась :-)
Ухов Петр Александрович
Re: Обсуждение решений, применяемых в деканате
от Петр Ухов - Вторник, 17 Июнь 2008, 10:38
 

Это и есть одна из основных функций деканата - сбор ведомостей и сводной статистики, поэтому логично, что с этого всё начинается.